ЦЕННОСТНАЯ УМЕСТНОСТЬ


ЦЕННОСТНАЯ УМЕСТНОСТЬ
(value relevance) — доктрина, согласно которой социологические темы исследования будут неизвестно и справедливо выбираться за их "этический интерес", но это не препятствует ученому стремиться к объективности в рамках определенной точки зрения. Доктрина связана, прежде всего, с концепцией ценностной свободы и ценностной нейтральности Макса Вебера (смыслы 2 и 4), ибо он выявил три стадии во всеобщем отношении между ценностями и социологическим исследованием: (а) ценности исследователя часто влияют на выбор темы; (б) это не обязательно препятствует объективному подходу, например, к установлению эмпирического значения конкретных ценностей, вроде протестантской этики; (в) результат всякой работы никогда не доходит до прямого оправдания определенных ценностей. См. также Различие между истиной и значением.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Смотреть что такое "ЦЕННОСТНАЯ УМЕСТНОСТЬ" в других словарях:

  • ЦЕННОСТНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ — (value relativity) суждение, согласно которому всякое социологическое знание соотносится с определенными ценностями, а ценности, в свою очередь, с социальным содержанием. См. Релятивизм; Ценностная уместность; Объективность …   Большой толковый социологический словарь

  • ИЕРАРХИЯ ВЕРОЯТНОСТИ — (hierarchy of credibility) понятие (предложенное Беккером в работе На чьей мы стороне? , 1953) об организации общества таким образом, что занимающие высшие и властные позиции, как правило, легче добиваются принятия их толкования истины, а… …   Большой толковый социологический словарь

  • НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ — (normative theory) теория, стремящаяся устанавливать ценности или нормы, которые лучше всего соответствуют всем потребностям и требованиям обществ либо в целом, либо определенным и которые были бы нравственно оправданы. Для тех, кто видит цель… …   Большой толковый социологический словарь

  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ — (fact value distinction) различие (часто связываемое с Юмом и логическими позитивистами) между фактическими и нравственными суждениями как двумя разными классами, ибо последние не могут быть получены логически из первых. Если некоторые социологи… …   Большой толковый социологический словарь

  • ВЕБЕР МАКС — (Weber, Max) (1864 1920) немецкий экономист, историк и крупнейший классический социолог, вместе с Марксом и Дюркгеймом обычно считающийся одним из троицы главных классических социологов. Вебер родился в Эрфурте (Тюрингия) и учился в университетах …   Большой толковый социологический словарь

  • ВЛАСТЬ — (power) 1. Преобразующая способность человека, то есть способность вмешаться в цепь событий, чтобы как то их изменить (Гидденс, 1985). 2. Вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную… …   Большой толковый социологический словарь

  • РЕЛЯТИВИЗМ — (relativism) акцент на разнообразии и различиях культур, форм знания, концептуальных схем, теорий, ценностей и т.д. Термин охватывает социологические и философские позиции от мягких до строгих форм. Исходя из первых, признание разнообразия и… …   Большой толковый социологический словарь